Пушки времён Великой Отечественной войны


"Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!"

В. Лебедев-Кумач

76 мм. дивизионная пушка Ф-22 обр. 1936 г.

Артиллерия – один из трёх старейших родов войск, основная ударная сила сухопутных войск современных армий. Артиллерия имеет многообразную классификацию по своему боевому предназначению, типам систем вооружения и организационно-штатной структуре. Талантливые артиллерийские конструкторы В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров, И.И. Иванов и многие другие во время войны создали новые, совершенные образцы артиллерийского вооружения. Конструкторская работа велась и на заводах. За время войны заводы изготовили много опытных образцов артиллерийского вооружения; значительная часть их пошла в серийное производство.

Расширение сферы действий авиации в ходе боевых операций, превращение ее из разведывательного средства в мощный род войск, выполняющий широкий круг задач, подтвердили необходимость вооружения самолетов. Уже в годы Первой мировой войны во всех воюющих странах происходит установка на них сначала стрелкового, а затем и пушечного вооружения. В практике вооружения авиации наиболее широкое распространение получили несколько типов установок в зависимости от места их размещения и назначения в бою.

Пушка ЗИС-3

Пушка ЗИС-3, как и многие другие артиллерийские системы, была создана под руководством талантливого конструктора Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, доктора технических наук, профессора, генерал-полковника технических войск Василия Гавриловича Грабина. Она появилась на фронтах Великой Отечественной войны в самый разгар ожесточенных боев 1942 года. И сразу же завоевала не просто симпатии – любовь артиллеристов. Среди полевых орудий не было равных ей по техническому совершенству и маневренности, по мощности и темпу стрельбы, по точности и дальнобойности – советской 76-мм дивизионной пушке ЗИС-3 образца 1942 года.

При разработке новой дивизионной пушки, получившей наименование ЗИС-3, старались максимально использовать уже имевшиеся детали и агрегаты от Ф-22 УСВ. Если у 76-мм пушки образца 1936 года было 2080 деталей, то у пушки образца 1942 года – всего 719. По сравнению с пушкой образца 1936 года количество человеко-часов, затрачиваемых на ее изготовление, уменьшилось в четыре раза! В результате внедрения конвейерной сборки себестоимость пушек значительно снизилась. Уже к концу 1941 года более тысячи 76-мм пушек ЗИС-3 использовалось на фронтах Великой Отечественной войны. Однако "узаконили" ее только 12 февраля 1942 года, когда постановлением Государственного Комитета Обороны ее принимают на вооружение под наименованием "76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 г." взамен 76-мм пушки образца 1939 года.

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр. 1942 г

76-мм пушки ЗИС-3 состояли на вооружении в артиллерийских полках стрелковых и механизированных дивизий, легких артиллерийских, истребительно-противотанковых артиллерийских полках и бригадах армейской артиллерии и артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (АР ВГК). Они успешно и точно вели огонь как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой, отражая атаку пехоты и танков и сопровождая пехоту огнем и колесами в наступлении. Орудия пробивали броню любого немецкого танка.

100-мм противотанковая пушка обр. 1942 г

В 1943 году гитлеровское командование, планируя наступление на Курской дуге, большие надежды возлагало на применение новых тяжелых танков "Пантера" и "Тигр", а также самоходных артиллерийских установок "Фердинанд". В ответ на это весной 1943 года коллектив конструкторов ЦАКБ развернул работы по созданию 100-мм противотанкового орудия. Созданная ими 100-мм полевая пушка имела хорошие тактико-технические характеристики: дальность стрельбы – 20650 м, дальность прямого выстрела – 1080 м, бронебойный снаряд благодаря высокой начальной скорости (895 м/с) на дистанции 500 м пробивал броню толщиной до 160 мм, а на 2000 м до 125 мм, а 7 мая 1944 года пушка была принята на вооружение под наименованием "100-мм полевая пушка БС-3 обр. 1944 года".

С первых же дней на фронте "сотка" показала себя грозой фашистских танков – всех "тигров" и "пантер". Снаряды 100-мм пушек БС-3 пробивали броню всех тяжелых и сверхтяжелых немецких танков. Появившись почти одновременно на многих фронтах, мощные орудия быстро укротили фашистский "зверинец" и тем самым ускорили полный разгром врага. Советские солдаты метко прозвали новую пушку образца 1944 года – "Зверобоем". Использовалась она и для поражения дальних целей, борьбы с дальнобойной артиллерией, уничтожения огневых средств и живой силы противника.

Артиллерия большой мощности

Одним из создателей советской артиллерии большой и особой мощности является выдающийся конструктор артиллерийских систем генерал-лейтенант инженерно-технической службы Илья Иванович Иванов. В 1939 году коллектив ОКБ-221 под руководством И.И. Иванова завершил работу по созданию мортиры, в результате чего появилось новое орудие. Эта система прошла испытания и была принята на вооружение под названием "280-мм мортира БР-5 обр. 1939 г.". Мортира являлась мощным орудием ближнего боя и обладала высокими тактико-техническими данными. Ее скорострельность – один выстрел в две минуты. Благодаря применению гусеничного хода мортира имела достаточную проходимость. Перевозка мортиры БР-5 осуществлялась в разобранном виде на двух повозках тракторами. На короткие расстояния допускалась перевозка и в вооруженном состоянии, то есть без снятия с лафета ствола орудия. В конце 1939 года изготовили 20 штук и еще 25 – в начале 1940-го. Их появление стало более чем своевременным. Артиллеристы, используя мощные БР-5 и Б-4, смогли в январе – марте 1940 года взломать неприступную "линию Маннергейма" во время советско-финляндского вооруженного конфликта.

В июне 1941 г. в РККА имелось на вооружении 47 280-мм мортир Бр-5 (45 серийных мортир и две опытные мортиры, сданные в начале 1939 года). Все фугасные снаряды к Бр-5 были спроектированы еще до 1917 года и предназначались для 280-мм мортиры Шнейдера. Ф-674 и Ф-674К – русские старые гранаты, а Ф-674Ф – французская. Расчёт орудия – 15 человек, вес в боевом положении 18400 кг, длина ствола – 4750 мм.

280 мм. монтира БР-5 обр. 1939 г.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. была принята на вооружение Красной Армии 203-мм гаубица образца 1931 г. Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет – лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа "Коммунар", наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъемник с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. 203-мм гаубица обр. 1931 г. в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 г. плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной Армии предусматривалось наличие 17 полков по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих 17 полков 13 полков имели двойное развертывание. Потребность в орудиях для 17 полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести еще 571 гаубицу.

После начала Великой Отечественной войны вооруженные 203-мм гаубицами полки были отведены в тыл и вступили в боевые действия в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах. В ходе ожесточенных боев несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Масса гаубицы Б-4 – 17700 кг, длина ствола – 4,915 м, дальность стрельбы – 16000 м, вес снаряда – 100 кг.

Объединенными усилиями ЦАКБ и завода № 92 (ЗИС) в самые сжатые сроки было разработано орудие совместной конструкции, которое по многим параметрам превзошло каждую из пушек С-53 и ЛБ-1. Новая 85-мм танковая пушка получила индекс ЗИС-С-53, т. е. в ее названии упоминалось сразу два коллектива. Весь январь 1944 года день и ночь проводились интенсивные стрельбы. Новой пушке сопутствовала удача. Танк Т-34-85 пошел в массовое производство. С марта 1944 года танки, вооруженные 85-мм орудиями, стали поступать на фронт. Бронебойный снаряд надежно поражал броню тяжелого немецкого "Тигра" с расстояния 1000 метров. До конца 1944 года было выпущено около 11 000 таких танков.

203 мм. гаубица Б-4

На этом история пушки ЗИС-С-53 не завершилась. В 1943 году помощнику главного конструктора по морской артиллерии ЦАКБ Е. Рудяку было предложено продолжить работу по созданию новых артсистем для ВМФ. С использованием разработки качающейся части 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53, была создана и принята на вооружение башенная установка С-66 для бронекатеров. В 1944 году эта разработка трансформировалась в 85-мм одноорудийную башенную установку МК-85. В кратчайшие сроки конструкторы ЦАКБ разработали всю необходимую документацию, и уже 4 июня 1944 года на пермском заводе № 172 приступили к изготовлению первых экземпляров 100-мм пушки обр. 1944 года БС-3.

Особенно впечатляющим и поучительным было применение советскими войсками мощных артиллерийских средств в Восточно-прусской операции весной 1945 года. Уже в ходе боев на подступах к Кенигсбергу стало ясно, что противник будет оборонять этот город, опираясь на крепостные фортификационные сооружения. Собранные нашим командованием разведданные говорили о том, что кенигсбергский укрепленный район немцев состоял из двух мощных поясов обороны: внешнего и внутреннего. Костяком обороны были железобетонные сооружения, форты и многочисленные долговременные сооружения, убежища с развитой системой траншей и ходов сообщения. О прорыве такой обороны и овладении Кенигсбергом без артиллерии большой и особой мощности никто не мог и подумать.

Поэтому при проведении всей наступательной операции был велик удельный вес орудий крупных калибров – до 100 стволов на километр фронта прорыва. Прогрызая толщу восточно-прусской обороны фашистов, наша артиллерия вместе с наступающими войсками медленно, но уверено продвигалась вперед. В предутренней дымке все четче вырисовывались огромные вековые форты Кенигсберга. Каждый из них имел громкие названия, один, например, носил имя воинственного прусского короля Фридриха I. Но все они не выдержали ударов мощных советских гаубиц и мортир, были разрушены или подавлены. Нередко стрельба велась прямой наводкой, хотя для орудий большой и особой мощности она не была предусмотрена никакими правилами стрельбы. Обстановка боя требовала этого. И мужественные артиллеристы, используя ночь или шум и дым сражения, на мощных тягачах тащили к переднему краю огромные орудия. Иногда эти орудия оказывались перед фортом не далее 800 метров – и в течение нескольких часов мощными бетонобойными снарядами крушили двухметровые стены, пока вражеская крепость не переставала существовать. Советские воины, наблюдавшие за боевой работой тяжелой артиллерии, восхищались этим мощным оружием.

Авиационные пушки

Полигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. На основании этих испытаний была выполнена конструктивная разработка 20-мм пушки ШВАК. Всесторонние испытания нового образца оружия, проведенные В. Чкаловым на истребителе И-16, окончательно решили его судьбу. В 1936 г. была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК – первой советской авиационной пушки, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии.

20 мм. авиационная пушка ШВАК

Несмотря на многие положительные качества новой пушки, в ее конструкции не удалось избежать определенных недостатков. Конструктивная схема пушки ШВАК проявила себя нерациональный, что стало особенно ясно с применением 20-мм патрона. Масса пушки и ее габариты оказались чересчур велики по сравнению с массой боеприпаса, что существенно ограничивало боевые возможности ШВАКа. И все-таки, несмотря на все несовершенство оружия системы Шпитального-Владимирова, появление бикалиберного образца – 12,7/20 мм авиационного пулемета (пушки) ШВАК явилось значительным достижением, поскольку она стала первой советской авиационной пушкой.

Впервые их применили на истребителях И-16 во время боев с японцами в районе р. Халхин-Гол в 1939 г., где они зарекомендовали себя мощным и надежным в эксплуатации оружием. К началу войны пушки ШВАК становятся основным оружием советских истребителей и штурмовиков. О том, насколько эффективным было использование авиационных пушек в воздушных сражениях периода войны, говорит следующий факт: на самолете-истребителе Ла-5, вооруженном пушками ШВАК, трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб сбил более половины из 62 уничтоженных им в воздушных боях самолетов противника.

Авиационная пушка НС-23

В 1944 г. появилась 57-мм авиационная автоматическая пушка системы Шпитального (Ш-57), она предназначалась для установки на самолетах истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. Для пушки Ш-57 использовались новые боеприпасы – патроны со снарядами осколочно-зажигательно-трассирующего действия большой мощности и снаряды кумулятивного действия большой мощности, пробивающие при своем попадании, независимо от дистанции, броню толщиной 70-80 мм, что делало данную пушку грозным оружием не только в воздушном бою, но и при использовании по таким целям, как танки, бронеавтомобили, корабли и суда военно-морского флота малого тоннажа.

Простая по своей конструкции пушка отличалась легкостью сборки и разборки. Стрельба из пушки могла производиться длинными, короткими очередями и одиночными выстрелами. Пушка Ш-57 имела непрерывное питание, осуществляемое при помощи ящика питания, имеющего бесконечную звеньевую ленту. Темп стрельбы составлял 150 – 200 выстр./мин. Однако 57-мм авиационная пушка Шпитального Ш-57 так и осталась существовать только в опытных образцах.

Создание мощной скорострельной 37-мм авиационной пушки НС-37 (пушка Нудельмана-Суранова) в разгар войны и быстрое освоение ее в серийном производстве сыграло большую роль в завоевании нашей авиацией господства в воздухе. Эффективность действия крупнокалиберных авиационных пушек Нудельмана калибра 37 мм в боевой обстановке очень высоко оценивалась фронтовиками.

Авиационная пушка Б-20

Производство пушек НС-37 осуществлялось Ижевским машиностроительным заводом № 74. К 7 ноября 1942 года уже была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37. В 1943 году было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек, в 1944-м – 890 моторных и 197 крыльевых пушек, в 1945-м – еще 977 пушек. Всего советские ВВС получили в годы войны 6833 пушки НС-37 всех модификаций. Наряду с истребителями 37-мм пушка Нудельмана отлично проявила себя и в штурмовой авиации. Двухместные самолеты Ил-2 с пушками НС-37 с большой боевой эффективностью впервые были использованы для борьбы против скоплений вражеских танков и мотопехоты на Курской дуге летом 1943 года.

Разработка новой 45-мм пушки, получившей индекс НС-45, проходила в сжатые сроки. Масса новой 45-мм пушки составляла 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выстр/мин. Питание пушки НС-45 осуществлялось из металлической звеньевой ленты. Пушку НС-45 установили на истребитель Як-9К. Этот самолет, располагая таким мощным оружием, отлично проявил себя в заключительном периоде Великой Отечественной войны. Как в воздушных боях, так и при атаках наземных целей 45-мм авиапушки НС-45 показали очень высокую боевую эффективность.

10 октября 1944 года решением Государственного комитета обороны новая авиапушка НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение и поставлены на серийное производство. Работа автоматики пушки НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание ленточное. Масса пушки НС-23 составляла 37 кг, а ее темп стрельбы – 600 выстр/мин. В боекомплект пушки входил осколочно-зажигательный снаряд и бронебойно-зажигательный снаряд. Вскоре штурмовики Ил-10 с четырьмя крыльевыми пушками НС-23КМ стали поступать в части ВВС и принимать участие в разгроме врага. Особенно значимым стало их участие в битве за Берлин.



загрузка...

возврат назад Обновить страницу


события         архив         воспоминания         творческие работы         тесты по ЕГЭ         блог